Развод Анджелины Джоли и Брэда Питта

 

Статья для Life.ru # Семья, 23.09.2016, редакционный вариант статьи здесь


Уже несколько дней в интернете стоит вселенский плач по поводу расставания Анджелины Джоли и Брэда Питта. Это вполне объяснимый феномен в эпоху глобальных коммуникаций и всепроникающих PR-технологий: мы столько раз слышали об этой паре и видели их на экранах, что они стали вхожи в нашу жизнь и в наши дома на правах старых знакомых. Тем более, что сама звездная чета серьезно подходила к теме промоушна, даже Кейт Уинслет, помнится, высказалась в том духе, что у Бранджелины «все напоказ», намекая тем самым, что они протоколируют практически каждый шаг для СМИ. Напоказ, как выяснилось, была и их идеальная семейная жизнь. Не без шероховатостей, вроде бы, но так даже лучше и правдоподобнее, ведь они долго держались вместе, преданно друг друга поддерживали, несмотря ни на что, поженились, наконец. Дети опять же… Когда рушится идеальный образ, у всех, причастных к его созданию, возникает ощущение потери и разочарования. А медиаохват этого дуэта вовлек в данный процесс огромное количество людей, так что теперь мир рухнул во многих головах. Но так ли уж непредсказуем был разрыв «самой красивой пары Голливуда»? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью открытых фактов и семейной психологии.


Все мы родом из детства

С виду родительские семьи Джоли и Питта совершенно не похожи. Родители Анджелины разошлись, когда ей был год от роду, семья Брэда, напротив, крепка и религиозна. Казалось бы, странно, что люди со столь разными семейными историями и мифами (миф в данном случае – система представлений о мире и нас в этом мире, прим. О.Б.) могли объединиться в пару. Но если приглядеться, то все вполне объяснимо.


Оба довольно долго искали себя. Анджелина страдала от отсутствия отца, своей непохожести на других, чувствовала отвержение и вела себя вызывающе. Брэд, судя по фактам из открытых источников, стремился избавиться от имиджа пай-мальчика, поэтому предпочел карьере рекламщика беспокойную актерскую стезю. Пока одна искала опору под ногами, другой старался максимально сепарироваться от родительской семьи и реализоваться в спорной профессии. Чувствуете, к чему дело двигается? Конечно же, они оказались комплементарны, т.е. дополнили друг друга. Скорее всего, Джоли требовался крепкий тыл, Питту – подтверждение подлинности его пути, становление его как мужчины. Они принялись творить свой собственный миф, частью которого является семья и дети. Недаром их отношения завязались на съемках «Мистера и миссис Смит», где в сюжетной метафоре зашифровано извечное стремление человека найти родственную душу и обустроить с ней уютное гнездышко, как бы ни штормило снаружи. При этом вряд ли они не предчувствовали, что то, что их однажды свело, не разведет в дальнейшем. Иначе бы не был заключен жесткий брачный контракт.


Дополни меня

Комплементарные отношения чреваты разными последствиями, не всегда позитивными, увы. В первую очередь потому, что в подобных отношениях партнеры часто начинают соревноваться друг с другом, конкурировать, доводя различия до максимума. Конфликт может возникать абсолютно на любой почве. Например, как-то нам попалась на глаза очень «важная» заметка о том, как Джоли и Питт выбирали подарок на день рождения своей старшей дочери по имени Шайло Нувель и не сошлись во мнениях – безопасной ли должна быть игрушка или розовой (речь идет о покупке игрушечного электроджипа). В заметке особо было подчеркнуто, что спор выиграла Джоли, настояв на безопасности игрушки. При этом Питт был подан публике как безответственный папаша, который не считает, что игрушка для девочки должна быть прочной, вот цвет – это гораздо важнее. «Крепкий тыл, безопасность и опора» из арсенала Анджелины противостоят «экспериментаторству и свободе» Питта и перевешивают. Названия установок условны, конечно же.
Стоит ли удивляться, что основная формулировка поданного недавно Джоли заявления о разводе - «непримиримые противоречия по поводу воспитания детей».


Дети как часть мифа, миссия и средство от невроза

Итак, дети... У пары трое собственных биологических детей и трое усыновленных. Зачем столько приемных детей? Насколько нам известно, в США усыновление является своего рода социальной миссией. Дети разных возрастов, оставшиеся по разным причинам без попечения родителей, попадают почти сразу в приемные семьи, а найти «свободных» младенцев, особенно белой расы практически нереально, поэтому американцы охотно усыновляют сирот из других стран.


Говорят, что миссионерской деятельностью Анджелина загорелась в Камбодже, где шли натурные съемки «Лары Крофт…». Прямо как у Радищева: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Некогда не вполне благополучная (известно, что Анджелина подвержена паническим атакам, лечилась от невроза и боролась со склонностью к суициду), но сумевшая как-то преодолеть жизненные неурядицы и встать на ноги, Джоли решила поделиться душевным теплом с миром. И снова классика жанра – спасательство, миссионерство как способ защиты, когда чувство своего могущества и способность контролировать ситуацию помогают вытеснить и заместить собственные страхи, стыд и прочие «неодобряемые» эмоциональные реакции.


Анджелина разворачивает бурную деятельность, создав несколько благотворительных фондов и путешествуя по миру с гуманитарными миссиями, попутно усыновляя троих детей – из Камбоджи, Вьетнама и Эфиопии. Брэд Питт сопровождает ее во многих поездках. Первый совместный ребенок рождается в Намибии. Кстати, интересно, что мир спасает Джоли, а ее спасает Питт. После смерти матери Анджелина погрузилась в глубокую депрессию, из которой ее вывел, по рассказам друзей семьи, любящий и заботливый муж. Они по-прежнему дополняют друг друга, но «спасательский» миф Анджелины перевешивает, она явно доминирует в этой сфере их совместной с Питтом жизни. Высокая цель, путешествия не просто в поисках приключений, но с благородной миссией – это и выглядит достойно, и существенно наполняет жизнь. И на какое-то время это позволяет крепко сплотить семью, создать позитивный образ социально ответственной пары, которая щедро делится финансами и временем с внешним миром.


Нам мало известно об истинной обстановке в семье Джоли-Питт, даже сплетни прислуги выглядят как контролируемый слив, а не инсайд, поэтому мы мало что можем сказать о том, как на самом деле ладят между собой родные и приемные дети звездной пары. Но есть ощущение, что напряженности в семье хватает. При этом и Анджелина, и Брэдд стараются продемонстрировать, насколько они демократичны и лояльны как родители, разрешая, например, своей старшей дочери выбирать половую идентификацию (Шайло Нувель считает себя мальчиком) и т.д.


Жесткий брачный контракт

Мы далеки от желания стать адвокатом дьявола, развалившего идеальный союз, да и назначить кого-то на эту роль затруднительно, однако он коренится, как известно, в деталях. И любопытной деталью является вот что: по условиям брачного контракта, в случае измены жене Брэд Питт лишается права опеки над детьми. Имущественные и прочие вопросы не так интересны, как этот пункт. Фактически он дает право Анджелине манипулировать отцовскими чувствами Брэда и удерживать его возле себя. Если обратиться к уже изложенным фактам, то становится ясно, что почву для развода мать семейства начала готовить задолго до официального вступления в брак. Страх быть отвергнутой зачастую вынуждает женщин отвергать мужчин превентивно, работать на упреждение. И подстраховаться буквой контракта – вполне в рамках этого патологического процесса.


Мы не можем сказать, была ли подача заявления на развод импульсивным поступком со стороны Анджелины, ведь их брак просуществовал в законном виде всего около двух лет, еще не пройдены нормативные семейные кризисы, дети далеки от возраста принятия ответственности за свою собственную жизнь и нуждаются в обоих родителях. Словом, история прерывается в самом разгаре, заставляя недоумевать не только широкую общественность, но и близких друзей и родственников пары. И тем не менее, даже по этому краткому и не претендующему на истину в последней инстанции обзору видно, что глубинные центробежные процессы, непрожитые невротические состояния и разница взглядов и установок расшатали с виду крепкую семейную лодку. Хотелось бы им пожелать все-таки отнестись к этому решению взвешенно и постараться зрело разрулить сложившуюся обстановку. И если развод – единственный выход, то пусть он пройдет цивилизованно, преподав миру последний урок Бранджелины о том, как можно завершить разрушившиеся отношения.
 

(с) Ольга Белова специально для Life.Ru # Семья, 23 сентября 2016 г.